Нередко Государственная инспекция недвижимости города Москвы привлекает компании и их должностных лиц по части 1.1 статьи 6.7 КоАП г. Москвы за незаконное строительство или реконструкцию объектов недвижимости на арендованных земельных участках, проведенное несколько десятков лет назад.
Так, например, из материалов арбитражного дела N А40-67752/2020 следует, что 3 апреля 2020 года общество было оштрафовано на 14 023 334 рубля за незаконное возведение здания в 2001 - 2003 годах. То есть с момента незаконного возведения объекта недвижимого имущества (здания) на публичном земельном участке до момента привлечения к административной ответственности последнего собственника здания прошло порядка 20 лет.
Согласно материалам дела N А40-5140/2020 27 декабря 2019 года общество было привлечено к административной ответственности по части 1.1 статьи 6.7 КоАП г. Москвы в виде штрафа в размере 4 226 501 рубль за эксплуатацию земельного участка с пристройкой на нем площадью 120 квадратных метров, возведенной не позднее 1995 года. С момента незаконного возведения пристройки до момента привлечения к административной ответственности прошло не менее 25 лет.
Авторы не могут согласиться с подходом административного органа о распространении действия части 1.1 статьи 6.7 КоАП г. Москвы на правоотношения в прошлом.
Часть 1.1 статьи 6.7 КоАП г. Москвы введена в действие Законом города Москвы от 29 апреля 2019 года N 15, который вступил в силу 17 мая 2019 года. Согласно части 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. В силу части 2 указанной статьи никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Исходя из приведенных положений законодательства можно сделать однозначный вывод о том, что часть 1.1 статьи 6.7 КоАП г. Москвы не распространяется на нарушения, допущенные до момента ее вступления в силу.
Следует отметить, что юристы и адвокаты привлекаемых к административной ответственности компаний неоднократно заявляли в судах довод о том, что постановления о привлечении к ответственности подлежат отмене, так как часть 1.1 статьи 6.7 КоАП г. Москвы не имеет обратной силы. Однако суды уклоняются от оценки этого довода. Лишь в нескольких судебных актах можно встретить его оценку или интерпретацию.
Так, например, Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 19 января 2021 года N 09АП-62443/2020 по делу N А40-81915/2020 поддержал заявителя и указал, что "административный орган ссылается на норму, не подлежащую применению в связи с ее отсутствием на момент совершения административного правонарушения. Таким образом, общество не могло быть привлечено к административной ответственности в соответствии с нормой права, не действующей на момент совершения правонарушения, за нарушение нормы права, не действующей на момент совершения правонарушения".
Аналогичная по смыслу правовая позиция также содержится в Постановлениях Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2020 года N 09АП-41000/2020 по делу N А40-107349/2020 и от 6 ноября 2020 года N 09АП-47583/2020 по делу N А40-74816/2020.
В некоторых случаях арбитражные суды не видят проблем в применении части 1.1 статьи 6.7 КоАП г. Москвы, если действия по строительству или реконструкции были совершены до даты вступления статьи в законную силу (17 мая 2019 года). Но при этом они указывают на пропуск срока давности привлечения к административной ответственности.
Так, например, Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 12 января 2021 года N 09АП-54606/2020 по делу N А40-79464/2020 указал, что "часть 1.1 в статью 6.7 КоАП г. Москвы введена Законом г. Москвы от 29.04.2019 N 15, вступившим в законную силу 17 мая 2019 года. До этого действия, связанные с нарушением требований и ограничений по использованию земельного участка, связанных со строительством, с реконструкцией на нем здания, строения, сооружения, установленных правовыми актами города Москвы, правоустанавливающими документами на землю, проектной и иной документацией, определяющей условия использования земельного участка, охватывались составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 КоАП г. Москвы... Поскольку все строения возведены до 2018 года, постановление вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ".
Аналогичный правовой подход можно встретить и в других актах арбитражных судов <10> и в редких актах судов общей юрисдикции (по всей видимости, такие дела о привлечении должностных лиц к административной ответственности рассматривались судами общей юрисдикции после рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности компании должностного лица в арбитражном суде).
Третий возможный подход судов к действию части 1.1 статьи 6.7 КоАП г. Москвы во времени заключается в том, что суды вообще не видят никаких нарушений в применении этой статьи к нарушениям, произошедшим до даты ее вступления в силу (даже срок давности считается судами соблюденным). Прежде всего такой подход присущ судам общей юрисдикции.
Так, например, Московский городской суд в решении от 14 декабря 2020 года по делу N 7-14500/2020 посчитал законным привлечение должностного лица к административной ответственности по части 1.1 статьи 6.7 КоАП г. Москвы за правонарушение, связанное со строительством здания в 2005 году. Довод заявителя о действии нормы во времени суд признал несостоятельным, поскольку "административное правонарушение выявлено должностным лицом административного органа по результатам проведения планового (рейдового) обследования 31 октября 2019 года, то есть после вступления в силу Закона г. Москвы от 29.04.2019 N 15".
Следует отметить, что такой правовой подход не единичный и получил достаточно широкое распространение у судей Московского городского суда.
Выводы
Несмотря на то что норма права, предусмотренная частью 1.1 статьи 6.7 КоАП г. Москвы, введена в действие 17 мая 2019 года, единообразная практика ее применения не сложилась ни в арбитражных судах, ни в судах общей юрисдикции. Привлеченные к административной ответственности по этой статье компании и их должностные лица находятся в состоянии правовой неопределенности, поскольку могут только предполагать, как в отношении них будет определена объективная сторона состава правонарушения: срок давности привлечения к ответственности или действие нормы во времени.
Решение этих вопросов будет целиком и полностью зависеть от того, к какому судье и в какой суд попадет дело на рассмотрение. Отсутствие единообразия в правоприменении нарушает права привлекаемых к ответственности лиц, поскольку при аналогичных фактических обстоятельствах по делам одни суды считают, что правонарушения не было, другие полагают пропущенным срок давности привлечения к административной ответственности, а третьи констатируют наличие административного правонарушения. Материал статьи взят из открытых источников.
Задайте вопрос прямо сейчас и мы ответим вам в течение 1 минуты!