В настоящее время управление земельным фондом на федеральном уровне формально распределено между семью федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ): Росреестр, Росимущество, Минсельхоз России, Россельхознадзор, Минприроды России, Росприроднадзор и Минстрой России.
К началу 2020 г. наибольший объем функций и полномочий был сосредоточен у Минэкономразвития России (федеральное министерство), причем наряду с непосредственно земельными отношениями это были также связанные с ними имущественные отношения; оценочная деятельность; регистрация недвижимого имущества и прав на него; кадастровая оценка этих объектов и кадастровая деятельность; геодезия и картография. Из более чем 30 структурных подразделений центрального аппарата данного министерства указанными вопросами занимался департамент недвижимости.
Кроме того, в ведении Минэкономразвития России находились Росреестр (федеральная служба) и Росимущество (федеральное агентство).
В начале 2020 г. структура ФОИВ поменялась, и выработкой государственной политики и нормативно-правовым регулированием в сферах земельных и имущественных отношений, регистрации недвижимости и прав на нее, ее кадастровой оценки и кадастровой деятельности, а также геодезии и картографии это министерство больше не занимается.
Что касается Росреестра и Росимущества, то первый стал самостоятельным федеральным органом, подчиненным непосредственно Правительству РФ, а второе перешло в ведение Минфина России.
При этом Росреестр осуществляет функции по:
1) государственной регистрации прав на объекты недвижимости и сделок с ним;
2) их кадастрового учета;
3) их государственной кадастровой оценке;
4) государственному земельному надзору;
5) надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков;
6) землеустройству;
7) мониторингу земель.
Это основной ФОИВ по вопросам регистрации недвижимости.
В центральном аппарате Росреестра имеется 18 структурных подразделений (17 управлений и отдел по защите государственной тайны), большая часть из них (11) в той или иной степени связана с осуществлением государственного управления в сфере земельного фонда и объектов недвижимости или с их и регистрацией. Это управления:
1) информационных технологий;
2) внутреннего мониторинга и контроля;
3) ведения ЕГРН;
4) методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и ГКУ;
5) экономики недвижимости;
6) целевых программ и проектов;
7) стратегического развития и корпоративной политики;
8) государственного геодезического и земельного надзора;
9) кадастровых работ и землеустройства;
10) геодезии и картографии;
11) по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций.
Кроме того, в центральном аппарате службы имеются подразделения, обеспечивающие деятельность как этого аппарата, так и его территориальных органов:
1) административное;
2) финансово-экономическое;
3) правовое;
4) контрольно-аналитическое управление;
5) управление делами;
6) управление государственной службы и кадров.
Служба имеет свои территориальные органы в 83 регионах. Ей подведомственны:
- Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата", имеющее филиалы во всех субъектах Российской Федерации. Это учреждение обеспечивает реализацию полномочий Службы по регистрации прав на объекты недвижимости, их кадастровому учету и кадастровой оценке, в том числе предоставляет сведения из ЕГРН и принимает заявления о кадастровом учете и регистрации прав;
- Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных", в состав которого входят четыре ФГУП:
1) "Центральный ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт геодезии, аэросъемки и картографии им. Ф. Н. Красовского" (ЦНИИГАиК);
2) "Государственный научно-внедренческий центр геоинформационных систем и технологий" (ГОСГИСЦЕНТР);
3) "Государственный картографический и геодезический центр" (Картгеоцентр);
4) "Центральный картографо-геодезический фонд" (ЦКГФ).
Росимущество уполномочено осуществлять контроль за находящимися в федеральной собственности земельными участками (за управлением и распоряжением ими, за использованием их строго по назначению; в случае выявления нарушений оно же принимает меры для их устранения и привлечения к ответственности виновных. Это же агентство наделено полномочиями принимать решения:
1) о предоставлении находящихся в федеральной собственности земельных участков частным лицам;
2) прекращении прав на них;
3) образовании из них новых участков;
4) предварительном согласовании мест размещения объектов при предоставлении участков;
5) приватизации таких участков, на которых расположены ранее приватизированные объекты недвижимости.
Также Росимущество осуществляет юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации в случаях предоставления земельных участков федеральным органам (и их территориальным подразделениям), ГУПам и учреждениям, другим созданным различными федеральными органами некоммерческим организациям, а также в случаях прекращения их прав на участки.
Центральный аппарат Росимущества включает в себя 19 управлений, из которых наибольший объем задач по управлению земельным фондом выполняет Управление земельных отношений. Фактически это управление отвечает за эффективное использование всех земельных участков, находящихся в федеральной собственности (однако вне сферы данного управления находятся земли, используемые органами и учреждениями ряда других ФОИВ, в которых организовано "свое", ведомственное управление землями и земельными участками). Система территориальных органов Росимущества представлена 53 территориальными и межрегиональными управлениями.
Минсельхоз России как вырабатывает, так и реализует государственную политику в сфере земельных отношений и мониторинга земель (только в отношении земель сельскохозяйственного назначения), мелиорации земель и плодородия почв, а также самостоятельно занимается нормативно-правовым регулированием данных вопросов. Минсельхоз России не имеет территориальных органов, поэтому работа с региональными органами, органами местного самоуправления, гражданами и юридическими лицами ведется подразделениями его центрального аппарата.
Из 17 департаментов центрального аппарата министерства решением "земельных" вопросов занимаются два департамента:
1) земельной политики, имущественных отношений и госсобственности и
2) мелиорации.
В ведении Минсельхоза России находится Россельхознадзор. Эта служба осуществляет контрольно-надзорные функции в сфере агропромышленного комплекса. В вопросах управления земельным фондом полномочия данной службы связаны с осуществлением государственного земельного надзора за землями сельскохозяйственного назначения. Из шести управлений центрального аппарата Россельхознадзора этими вопросами занимается только одно - Управление земельного надзора, контроля качества и безопасности зерна. Данная служба имеет 53 территориальных управления (они действуют во всех субъектах Российской Федерации - часть управлений охватывает несколько регионов).
Минприроды России как орган, на который возложены функции вырабатывать государственную политику и осуществлять нормативно-правовое регулирование в сфере природных ресурсов (их изучения, использования, воспроизводства и охраны), также участвует в государственном управлении земельным фондом. Это министерство решает вопросы изменения назначения некоторых земель, занимается мониторингом окружающей природной среды и последствиями ее загрязнения. К его компетенции отнесены также вопросы государственной экологической экспертизы (в ряде случае она необходима для принятия решения об изменении целевого назначения земель).
В ведении Минприроды России находится Росприроднадзор, осуществляющий контроль и надзор в сфере природопользования. В пределах своих полномочий эта служба участвует и в государственном земельном надзоре. Данная задача решается одним из семи подразделений его центрального аппарата (Управлением государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора), департаментами в федеральных округах (их восемь) и 72 региональными управлениями.
Минстрой России уполномочен вырабатывать и реализовывать государственную политику в сфере градостроительства, которое тесно связано с землепользованием. Также это министерство самостоятельно осуществляет в этих вопросах нормативно-правовое регулирование, оказывает государственные услуги и управляет государственным имуществом. Например, это министерство самостоятельно определяет состав и содержание проектов планировки территории и форму градостроительного плана земельного участка.
Что касается управления земельным фондом и регистрации недвижимости в регионах и на территориях муниципалитетов, то, во-первых, такой регистрацией занимаются территориальные органы Росреестра (а их деятельность обеспечивают филиалы ФГБУ "ФКП Росреестра"). Во-вторых, ряд вышеназванных ФОИВ также имеет свои территориальные органы, решающие вопросы конкретных регионов. В-третьих, в субъектах Российской Федерации их органами власти созданы свои региональные подразделения и службы земельного управления, организация и характер деятельности которых во многом схожи с федеральным уровнем, что обусловлено, в том числе, нахождением вопросов владения, пользования и распоряжения землей в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
При этом региональные органы наделены значительным объемом полномочий в данной сфере. К ним отнесены, во-первых, изъятие земельных участков для нужд региона и разработка региональных программ по использованию и охране всех земель, находящихся в границах соответствующих субъектов Российской Федерации, и реализация таких программ. Во-вторых, на региональном уровне реализуются все иные полномочия, прямо не отнесенные законами к федеральным или муниципальным полномочиям.
С учетом природных и экономических особенностей регионов, а также традиций в организации властных подразделений структура органов государственного управления недвижимостью в субъектах Российской Федерации различна.
Так, в Москве указанными вопросами занимаются следующие подразделения (департаменты):
1) жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства;
2) капитального ремонта;
3) городского имущества (бывш. жилищной политики и жилищного фонда);
4) градостроительной политики, строительства;
5) департамент развития новых территорий г. Москвы.
Городскими органами управления в данной сфере являются также:
1) комитет по архитектуре и градостроительству;
2) государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости;
3) государственная жилищная инспекция.
В Московской области управлением недвижимостью занимаются три министерства (жилищно-коммунального хозяйства; строительного комплекса; имущественных отношений) и два Главных управления (архитектуры и градостроительства; государственная жилищная инспекция).
Еще больше разнообразия имеется в организации управления муниципальной недвижимостью. Общим для нее является то, что такое управление может осуществляться как путем самостоятельного владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом со стороны органов местного самоуправления, так и путем его передачи муниципальным унитарным предприятиям и учреждениям - как хозяйствующим субъектам. Также возможна передача иным лицам - в собственность (его приватизация), в аренду, в оперативное управление или хозяйственное ведение.
Материал статьи взят из открытых источников.
Задайте вопрос прямо сейчас и мы ответим вам в течение 1 минуты!